Деятель (anet727) wrote,
Деятель
anet727

Японское чудо-юдо на КАМАЗе



Нам пишут, что с начала года на КАМАЗе экономический эффект от бережливого производства составил почти 1 млрд. рублей. Давайте посмотрим, что же это такое – бережливое производство.


«Бережливое производство» – это философия управления, которая возникла в недрах японского автомобильного предприятия Тойота, и является частью «Toyota Production System» - производственной системы Тойота (сокр. TPS). Поначалу это называли «Путь Тойоты (Toyota Way)», и только в 1990 году «Путь» приобрел собственное название.

Как отмечает издание «Эксперт», к 2011 году в нашей стране уже внедрили бережливое производство на предприятиях «Инструм-рэнд», ГАЗ, Соллерс, КАМАЗ, НефАЗ, «ВСМПО-АВИСМА», Челябинский кузнечно-прессовый завод. Уровень проникновения элементов японской системы составляет 30%.

Однако исследователи предупреждают, что в полной мере воспользоваться мощью и преимуществами системы TPS можно лишь в том случае, если целиком принять тойотовские практики и методы, включающие несколько специфических факторов, о которых часто забывают.

Первый фактор – гарантированная занятость работника. Даже в условиях жесточайшей экономии людей на Тойоте сокращают очень редко. Пока дела не пошли слишком плохо почти невозможно сократить штат. Там лучше урежут доходы везде, где можно, чем уволят кого-либо, даже в кризис. На Тойоте справедливо считают, что подготовить работника – дело затратное и долговременное. Сравните с тем, как относятся к работникам на КАМАЗе или во многих других российских предприятиях. «Незаменимых у нас нет!». У нас принимают и увольняют с лёгкостью, поэтому ценность рабочего места определяется в основном сиюминутными деньгами, а не гордостью за предприятие.

Второй фактор – возможность человека делать ошибки. В отличие от других компаний, на Тойоте поощряют и даже призывают работников делать ошибки. Там считают, что, ошибаясь, люди быстрее обучаются, что работает, а что нет.  Таким образом пожизненно нанятые работники ещё и не боятся предлагать и – главное - внедрять новые идеи . Сравните с тем, что происходит у нас, когда при обнаружении ошибки все только и делают, что ищут «стрелочника», на которого можно было бы свалить всю вину.

Японцы – народ удивительной работоспособности. В 70-х годах прошлого века, когда Тойота создавала свою историю успеха, большое число японцев работало более чем 60 часов в неделю. Это впоследствии привело к большому количеству смертей на рабочем месте. Появился даже специальный термин - «кароши», - смерть от переутомления. Правительство Японии озаботилось принятием в 1987 году законодательных ограничений на продолжительность рабочего дня. С тех пор в Японии нельзя заставить человека работать более 40 часов в неделю, а переработки возможны только с согласия работника. Несмотря на это «кароши» в Японии не прекратились. В 2002 году общественность всколыхнул смертельный случай на одном из предприятий Тойоты, когда тридцатилетний менеджер по контролю за качеством умер на рабочем месте в результате работы по 80 часов в неделю в течение полугода.

Западные консалтинговые фирмы предупреждают, что система TPS, будучи внедрённой на американских или европейских автомобильных предприятиях, не улучшает их, а разваливает. Эти правила игры, безвредные для японского специфического менталитета и ядовитые для американцев и европейцев, приводят к разрушению коллективного духа предприятий и в конечном итоге к уменьшению доли предприятий на рынке или к полному закрытию производства.

Не все производители автомобилей рискнули использовать опыт Тойоты. Например, Фольксваген разработал свою модель бережливости. Она заключается в том, чтобы сконцентрироваться на применении одних и тех же узлов в разных автомобилях. То есть речь идёт о широко применявшейся в Советском Союзе унификации. Сравните это с «Путём Тойоты» - оптимизация производственной линии путём приведения людей в состояние роботов. Кое-где на Западе это даже вызывает восхищенные отзывы вроде «Тойота заменила роботов людьми».

Конечно, капитализм в состоянии заставить любого человека работать на износ, как это было в XIX веке, но пока российские промышленники могут об этом только мечтать. Мечты разбиваются о реальность, и поэтому две трети японских идей летят в корзину, и только треть как-то работает. Ведь это хорошо, когда работник может предложить и внедрить свои идеи. Хуже, когда не может.

Но ещё хуже, когда человека превращают в механизм, в машину. Потому, что человек – это существо, которое одинаково противостоит и механистичности, и животности. Это существо, противопоставляющее себя природе. Существо, создавшее для этого противопоставления культуру и социум. И если человечеству удастся избежать механистичности, крайней степенью которой является технофашизм, то капитал попытается загнать людей в другую крайность – биофашизм. И нам нужно иметь мужество и совесть не попасться в ловушку. У нашей страны есть ответ на эти угрозы для всего человечества. Наш ответ – коммунизм. Понимаемый не как безграничное потребление и ничегонеделание, а как раскрепощение и пробуждение в каждом человеке его высших творческих способностей.

Tags: Концептуальная война
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments