Деятель (anet727) wrote,
Деятель
anet727

Кризис в образовании



4 октября 1957 года СССР запустил первый в мире искусственный спутник Земли. Это был простейший спутник с таким же названием – ПС-1 (Простейший Спутник-1). Меньше чем через год - 15 мая 1958 года СССР запустил третий по счёту искусственный спутник Земли. Это был уже полноценный космический аппарат весом 1327 килограмма, на котором были установлены 12 научных приборов. Впервые аппаратура спутника принимала и исполняла команды с Земли. Впервые были использованы солнечные батареи. Внутри спутника впервые была применена автоматическая система терморегулирования для поддержания рабочих температур. Над созданием приборов для этой машины трудились 7 команд учёных.


Кто же обеспечил для СССР технический прорыв на уровне, который в то время оказался недосягаемым даже для США? Конечно в СССР это были учёные, которые решали сложнейшие технические задачи, коммунистическая партия, которая определяла вектор развития страны и это был народ, который обеспечивал страну кадрами. «Кадры решают всё», - говорил Сталин. Но, как мы знаем, прежде чем стать такими кадрами, люди должны пройти долгий путь подготовки.

Советская школа – вот с чего начинался путь любого выдающегося человека в СССР. Сразу после запуска первого спутника американские газеты писали: «Америка не может больше пребывать в состоянии успокоенности, полагая, что держит все мировые ноу-хау на кончике пальца. Советские ученые и учителя высоко ценятся в своей стране, и советская политика, в которой наука заняла место религии, вознаграждена... Заявление ТАСС о запуске сателлита - вершина советской пропаганды: миру, который прежде посмеивался над хвастовством Советов о лидерстве в мировых изобретениях, продемонстрировали выдающееся достижение науки». Позже, в 1961 году, президент США Джон Кеннеди скажет ещё раз: «Космос мы проиграли русским за школьной партой. Мы проиграли советскому учителю.»

Чем же ответила супердержава, где политики никогда не отступают, и где главный политик страны в скором времени произнесёт: «Пусть лучше мои дети умрут в ядерном пожаре, чем окажутся в лапах безбожного коммунизма»? А вот чем.

В начале 1958 года американская делегация приехала в СССР, чтобы знакомиться с опытом в области школьного образования. Была выбрана обычная московская школа №49 и обычный ученик 10 «Б» класса Алексей Куцков. В течение месяца зарубежные исследователи ходили за подростком по пятам. Наблюдали, задавали вопросы, фотографировали. Фотографии печатались в американском журнале Life: «Алексей Кучков на уроке изучает двигатель», «На уроках алгебры, физики, химии», «На уроке труда», «На уроке физкультуры», «В политехническом музее», «Игра в шахматы и волейбол», «За чтением Шекспира»…

Американцы не были бы американцами, если бы у себя в США они не организовали подобные исследования своих школьников. И это они, конечно же, сделали.
В США был выбран ровесник Куцкова - Стивен Лапекас из Чикаго. Его фотографии тоже печатались: «Стивен у доски», «Стивен читает молитву», «Танцевальный класс», «На уроке математики», «В кафе с друзьями»…

Выяснилось, что обучение советского и американского школьников резко отличается. Алексей учится бесплатно, а родителям Стивена приходится за часть уроков платить. Изучаемых предметов у Стивена значительно меньше, а успевает он, тем не менее, хуже. Он находит время для бесконечных вечеринок и проводит много времени со своей девушкой. Алексей же почти всё своё время посвящает учёбе, занимается спортом и вместе с друзьями повышает свой культурный и интеллектуальный уровень.

После этого сравнительного исследования двух качественно разных школ – американской и советской, – в США реформировали систему начального, среднего и высшего образования. В-основном, конечно, высшего, поскольку прагматичным американцам необходим был быстрый результат. Американцы не стали слепо копировать советский путь, а взяли из него то, что они посчитали нужным применить у себя. Например, в СССР одинаково подходили к обучению и развитию всех школьников, а в США стали больше внимания уделять наиболее талантливым. Им стали выделять стипендии, чтобы они могли учиться бесплатно, а для иногородних были построены дополнительные общежития. Стали больше платить и учителям, чтобы у них была возможность заниматься повышением квалификации. За которую в Америке опять же надо платить.

Сегодня уже англичане стали говорить, что с помощью советского опыта 1960-х годов они смогли бы существенно повысить уровень математики в государственных учебных заведениях. Такую идею выдвинул в 2012 году министр образования Майкл Гоув.

А что у нас? В том же 2012 году тогдашний российский министр образования Фурсенко заявляет: «Недостатком советской системы образования была попытка формирования Человека-творца, а сейчас наша задача заключается в том, что вырастить квалифицированного потребителя». Но уже 29 апреля 2014 года в интервью программе «Мнение» он заявляет прямо противоположное: «Сегодня надо признать, что утверждения ''продадим сырьё, а что понадобится, купим'' и ''нам не нужны грамотные инженеры, нам нужны грамотные потребители'' не верны.» Ему вторит нынешний министр образования Ливанов: «У нас цель простая — возврат к тем высоким стандартам системы образования, которые были присущи всегда нашим ведущим университетам еще в Советском Союзе.» По мнению Ливанова, качество высшего образования начало падать с 1990-х годов, когда по всей стране возникло множество вузов и их филиалов; они занимались сбором денег и выдачей дипломов, а не образованием. Министр считает, что нужно сделать простую вещь – освободить высшее образование от некачественных вузов и дело с концом. Но ведь мы-то с вами понимаем, что на самом деле причина развала образования в нашей стране кроется не в псевдо-вузах, а в тех реформах, которые проводили и проводят вышеназванные чиновники.

Наконец, мы с вами видим, что в результате реформ наше государство отказалось от того, чтобы тянуть наверх каждого школьника. Сегодня государство в лице чиновников не заинтересовано в том, чтобы прививать детям интерес к учёбе. Детям вбивают в голову материальную заинтересованность, но это не делает их целеустремлёнными. Разбуженное потребление гасит желание учиться.

Страстное желание учиться и творить, проснувшееся в народе в результате Октябрьской революции и поддержанное и усиленное большевистской коммунистической партией, стремительно угасает после прихода либералов к власти. Их идеи и реформы привели к деградации целых сегментов социальной и культурной жизни общества. Необходимо потребовать от государства вернуть советские учебники и образовательные программы, а либеральные реформы, пока ещё не поздно, свернуть.

Tags: Социальная война
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments