Деятель (anet727) wrote,
Деятель
anet727

Как нам теперь соединить разорванную жизни нить…



В выходные мне повезло. Я побывал в «Театре на досках» и посмотрел спектакль «ИЗНЬ». Название это идёт от слова «жизнь». Подразумевается, что следом за «изнь» идёт «знь», потом «нь» и так далее до полной пустоты. Ведь и впрямь, жизнь появилась ниоткуда и уходит в никуда. Во всяком случае так думает обычный обыватель. Так думал и я до просмотра спектакля.


Как можно передать то действо, какое я увидел на сцене?

Незадолго до просмотра спектакля я прочитал рецензию о спектакле Александра Проханова: «Хотите почувствовать себя расколотым на части нейтроном – посетите спектакль Изнь». Честно говоря, после этого идти на спектакль было немного страшновато. Но если уж Проханов выжил – подумал я, – то и у меня получится.

Я должен вам сказать, что театры я не люблю. Не знаю, какими они были пятьдесят, сто лет назад, но современный театр – это обычное развлекалово, каких сегодня много. В хороших театрах актёры играют хоть и профессионально, но вопросы, стоящие перед человечеством, не поднимают. А вопросы стоят непростые. Это и философские вопросы материи и духа, это и развитие человека и человечества, это и судьба гуманизма и многое, многое другое. Неспроста и Папа Римский, и Патриарх Кирилл говорят о последних временах, приходящих на смену несбывшихся надежд человечества.

Во всём мире на мораль, нравственность и гуманизм идёт широкое наступление, и не за горами время, когда наука и техника позволят любому человеку изготовить химическую, бактериологическую или ядерную бомбу у себя дома. Западный мир для решения этой проблемы предлагает установить в будущем тотальный контроль за каждым человеком, но это уже будет общество от рождения несвободных людей. Это будет кастовое общество, где родившийся бедным и умрёт бедным, а хозяин положения будет иметь все возможности, вплоть до выбора кому родиться, а кому умереть. В России же весь XX век думали над тем, как развивать Человека. «Человек – это звучит гордо!» В СССР предложили альтернативную западной модель развития. В Советской России ставка делалась на гуманизм вкупе с научно-техническим прогрессом. На Западе же развивали только научно-технический прогресс, а гуманизм заменили потреблением. Одновременно в западном обществе происходило всё большее расслоение на богатых и бедных, на хорошо образованных и так себе, на талантливых и «бесталанных». И если Советский Союз довольно успешно сдерживал экспансию антигуманных западных идей, то после обрушения СССР этому уже ничто не могло помешать.

Возвращаясь к спектаклю, я вначале выскажу убеждение, что современный театр должен искать ответы на эти вопросы, иначе это неактуальный театр. Посмотрев спектакль «ИЗНЬ», я могу с уверенностью назвать «Театр на досках» актуальным театром.

«ИЗНЬ» погружает зрителя в атмосферу 3 октября 1993 года в Москве, где происходит расстрел Дома Советов, известного также как Белый дом. Действие в спектакле разворачивается одновременно и в прошлом, и в будущем. Будущие свидетели наших сегодняшних событий сидят у скелета гуманизма как баба у разбитого корыта и спрашивают друг друга: – «Кто съел мясо?».

Ответ на этот вопрос напрямую связан с нашим прошлым, когда народ Советского Союза платил жизнями своих лучших сынов и дочерей за то, чтобы гуманизм на Земле восторжествовал. Этот мучительный вопрос – кто виноват в том, что гуманизм был повержен – не даёт следующим поколениям наших соотечественников покоя. Кадры хроники неумолимо возвращают нас в 1993 год, к Дому Советов, когда наш народ не вышел на призыв защитить завоевания Октября. Тогда вместо граждан в дело вступил Егор Гайдар, оплатив предательство присяги танкиста твёрдой валютой. Вместе с расстрелом из танков Дома Советов окончательно утвердилась власть денег над совестью, и «тело» гуманизма стали терзать все подряд. Наша же страна из Родины-матери превратилась в обезумевшую от боли и стыда падшую женщину. В таком состоянии её и обнаруживает Странник – главный герой.

Сможет ли наша Родина смыть позор и очиститься? Сможем ли мы возродить гуманизм или звериное в облике человека пожрёт мир как оно уже расправилось с традиционной семьёй, верой в высшую справедливость, различением добра и зла и многим другим? Ответы на эти и другие важнейшие вопросы повисают сегодня в воздухе. И даже самый хороший спектакль не в состоянии на них ответить. Ответ придётся давать нам – потомкам людей, отдавших первородство за чечевичную похлёбку.

Tags: Метафизическая война
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment