Деятель (anet727) wrote,
Деятель
anet727

Наше доморощенное общество потребления



Прочитал «О коммунизме и марксизме - 61» - статью о потребительстве, и не только. Мы живём в потребительском обществе. Кто-то говорит об этом с радостью, а кто-то с горечью. Понятно, что потребительское общество составляют потребители. И раз наше общество потребительское, то и я тоже являюсь потребителем. Можем ли мы понять, что по-настоящему кроется за этим словом?


Во-первых, отмечу, то сейчас во всём мире сделано очень много для того, чтобы грань между «хорошо» и «плохо», между «добром» и «злом» была размыта и неясна. В значительной степени с помощью СМИ, а также через псевдоискусство и псевдокультуру граница между тем, что можно и тем, что нельзя, сделана практически невидимой. Если у вас нет в голове ясной (а это значит, что и логичной, и понятной) матрицы ценностей, то определить, что ещё допускается нашей российской (христианской и советской, в том числе) традицией, а что уже лежит за гранью допустимого – невозможно.

Ну, предположим, кто-то, не имея культурного и исторического базиса, всё же как-то нащупает эту грань и остановится в задумчивости перед пропастью. И ему тут же подскажут, чуть ли не шепнут на ушко те же самые СМИ, что колебаться не стоит. А когда вы перешагнули границу дозволенного, то и дальнейшие шаги в этом направлении сделать будет гораздо легче. Лиха беда начало! Падать намного легче, чем восходить.


Общество потребления – это такое общество, где потребление выходит за рамки борьбы за физическое существование, а на первое место выступает массовое потребление материальных благ. Общество потребления справедливо критикуют за то, что в таком обществе отходят на второй план стремление получить новые знания, стремление упорно трудиться для достижения поставленных целей. Люди, получающие наслаждение от приобретения и последующего потребления материальных благ, быстро теряют желание учиться, у них наблюдается культурная и морально-нравственная деградация, а общечеловеческие ценности постепенно заменяются эгоистическими устремлениями для удовлетворения собственных прихотей. В то же время прихоти эти разжигаются и стимулируются через СМИ. То есть в основе лежит замкнутый цикл: в общество в огромных количествах вбрасывается разнообразный товар – интерес к нему подогревается через СМИ и оно же формирует общественное мнение – постепенно на стимулирующее воздействие «откликается» всё больше людей, реагирующих на разнообразные манипулятивные техники вроде «будь первым!», «вы этого достойны!» и т.п. Одновременно с этим СМИ последовательно понижают уровень культуры и разрушают мораль, чтобы расширить диапазон доступных обществу потребления товаров. К таким «расширенным» товарам можно отнести порнографию и продукцию соответствующей индустрии, проституцию, наркотики.

Итак, общество потребления характеризуется тем, что оно непрерывно деградирует. Одно поколение сменяется другим, и вот уже подростки не понимают, как можно жить иначе. Английская пословица гласит: «хочешь воспитать леди – начни с бабушки». То есть устойчивый результат можно получить только в третьем поколении. После горбачёвской перестройки выросло уже два поколения детей. Если считать, что окончательное формирование общества потребления в России началось после бума потребительского кредитования, то уже целое поколение россиян не знают никакой другой формации, кроме общества потребления. И это уже предкатастрофическое состояние, поскольку те, кто знал другие времена, уходят, а на их место приходят новые люди, которые уже не представляют себе иной жизни кроме той, что задана обществом потребления. И лишь небольшое количество людей ещё пытается найти тех, кто видит в обществе потребления свою погибель, чтобы всем вместе переламывать эту тенденцию. Потому что сегодня даже малое количество людей, готовых идти до конца в борьбе с превращением людей в стадо жующих овец, может быть достаточно. Но победа не гарантирована, поскольку кроме России есть ещё совокупный Запад, где общество потребления восторжествовало окончательно. И там-то сделают всё, чтобы Россия продолжала идти по этому же пути, поскольку для правящего класса понятно, что общество потребления никогда не будет бороться за свои права. Оно скорее откажется от «ненужных» людей в погоне за привычным уровнем потребления, как это было в фашистской Германии: сначала отказались от инвалидов, потом от больных, потом сказали, что не нужны евреи и так далее. В нескольких странах уже ввели эвтаназию для взрослых и детей, и общество потребления не сопротивляется, люди это поддерживают.

Несколько столетий назад на Западе религиозная вера в труд во имя спасения отдельных индивидов позволила капиталистическому обществу сделать огромный рывок в познании законов природы. Немецкий филосов, социолог и экономист Макс Вебер ещё в XIX веке писал, что капиталист по духу аскетичен, всё своё время упорно трудится, не имеет права тратить заработанное на роскошь, должен соблюдать все требования протестантской этики и вкладывать все вырученные средства в ещё более систематический и производительный труд. Таких капиталистов сейчас нет. Весь XX век капитализм мутировал во что-то противоположное капитализму.

В этих условиях мы – все те, кто хочет бороться с потребительскими страстями прежде всего в себе, и одновременно в обществе – должны понять, что на этом пути союзников из общества потребления у нас нет. Нам можно опереться только на нашу великую культуру и великую историю, а также на наших предков, которые, быть может предвидя такое развитие событий,  яростно строили коммунизм в ХХ веке. Они верили, что настанет время, когда религиозная вера в труд сможет спасти не каких-то отдельных индивидов, а всё человечество.

Tags: Мироустроительная война
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments