Деятель (anet727) wrote,
Деятель
anet727

Маска и душа



Посмотрел фильм Ингмара Бергмана «Персона». Смотрел не просто так, а чтобы понять, каким образом режиссёр пытается соединить художественный вымысел и правду жизни. И оказалось, что фильм заставил меня посмотреть на себя со стороны.


После просмотра фильма я нашёл пару критических статей о нём: мужской взгляд на сайте The Question и женский на сайте Proza.ru. Это если кто-то захочет почитать.

В фильме меня особенно взволновал конфликт между «маской», которую человек сознательно «одевает» на себя, чтобы казаться значительным и респектабельным, и человеческой душой, которая содержит в себе как много плохого (из-за чего человека иногда сравнивают с дьяволом), так и много хорошего. А именно: конфликт между желанием казаться и желанием быть тем, кто ты есть на самом деле.

Как лучше жить: натянув на себя как бы маску и притворяться, или быть до предела откровенным. А, может, стоит выбрать что-то среднее?

Суть этого конфликта не в том, чтобы осуществить правильный выбор. Суть в том, чтобы понять своё текущее положение, понять крайности, до которых можно дойти, и ответить на вопрос: хочешь ли ты быть подлинным? Потому что если хочется быть подлинным, то на этом пути придётся либо предъявить на всеобщее обозрение всю грязь, что есть в душе, либо старательно вычищать эту грязь из себя. То есть трудиться. А какой в этом смысл? Для чего?

Можно жить, наслаждаясь то плохим в себе, то хорошим, и получать удовольствие от такой игры. Вся жизнь – игра. И конечно же как игра она видна остальным. Как говорится, голый король только потому голый, что его свита играет в эту игру.

Но если хочется прожить жизнь не как игру, если хочется, чтобы тебе верили люди, которые тебя окружают, то придётся снять маску и показать своё нутро. И хорошо, если там будет не только отхожее место, но и что-то драгоценное, чем можно восхищаться и что можно любить.

И всё-таки нет ничего более мерзкого, чем состояние, когда и маску снять хочется, и подлинность предъявлять страшно. В этом состоянии неопределённости человек превращается в извивающегося червя, в слизняка. Ему веришь – а он предаёт, ему не веришь – а он вдруг тебя приятно удивляет, а в следующий раз снова предаёт. И в этом смысле, на мой взгляд, уж лучше быть в маске до конца, чем бесконечно кривляться перед «зеркалом» в надежде получить какую-то выгоду для своего больного Я.

P.S. Под зеркалом я подразумеваю то, что мы всматриваемся в другого человека как в самого себя.

Tags: Война с культурой
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment