Деятель (anet727) wrote,
Деятель
anet727

Лукино Висконти: западное общество мертво



Посмотрел в московском киноклубе «Красная весна», что на ш.Энтузиастов, фильм Лукино Висконти «Семейный портрет в интерьере». В этом фильме показана духовная смерть западного общества. 1974 год: с одной стороны Висконти говорит о смерти западного общества, а с другой стороны у нас в СССР говорят о загнивающем капитализме.

Однако есть разница между тем, как это делал Висконти и как говорили у нас. У нас это повторяли как мантру, и поэтому звучало смешно. И вправду: как можно говорить о загнивающем капитализме, когда оттуда к нам шли рок-н-ролл и шмотки, а у каждого второго иностранца, казалось, был собственный дом и автомобиль. Мы с пацанами доставали краску и писали на своих кепках «SUPER», а залётный целлофановый пакет обожествляли наравне с японскими магнитофонами.

Висконти же видел западное общество изнутри, и поэтому был убедителен. Но для наших родителей и для нас самих фильмы Висконти и других были недоступны. Дело даже не в том, что мы не могли посмотреть эти фильмы в кинотеатре – нет. Могли посмотреть, и многие западные фильмы шли в советском прокате, хоть иногда и в урезанном виде. Но вырезались только сцены эротического характера. И без этих сцен картины таких мастеров, как Висконти, Феллини, Антониони, Бергмана были бы понятны. Если бы…

Я пишу – были бы, – потому что, если бы я тогда, в конце 80-х, и даже 90-х годах прошлого века, будучи подростком или юношей, посмотрел бы эти картины, я бы ничего не понял. Потому что не было тогда в СССР этого западного вируса, который пожирал западное общество. А если и был, то это был такой маленький микроб, что уж никак нельзя было сопоставить трагедию Запада и жизнь в СССР.

Оглядываясь на свою жизнь в то время, мне кажется, что люди в СССР в массе своей не понимали, что происходило на Западе. Мы были недостаточно культурны в том плане, что не понимали западной культуры, западной философии, западного человека. Но если советские люди, отделённые от Запада стеной, не могли понять, почему к семидесятым годам прошлого века западное общество было уже мертво, то наши «элиты», которые управляли страной, и советская интеллигенция, помогавшая им в этом, не могли этого не знать.

Советская элита начала реализацию проекта вхождения СССР в Запад, зная, что западное общество уже мертво. Ещё до моего рождения советское общество начали настраивать на это вхождение. Мы, дети, интуитивно это чувствовали, напяливая кепки с иностранными словами и дивясь западным безделушкам как это делали индейцы, рассматривающие американские бусы. Родители из рабочих, они не могли нам ничего объяснить, кроме того, что нужно хорошо учиться и меньше хулиганить.

Наше российское общество, будучи сегодня в существенной степени уже задвинутым в Запад – образование по западному типу, медицина как на Западе, западное отношение к работе и оплате труда, западные развлечения, западные потребительские мечты – уже имеет черты той смерти, которую показал Висконти. Это уже не только просматривается на горизонте, но уже есть, понимаете? Человек среднего возраста всё чаще окружает себя от других людей стеной того или иного рода. И пусть у него всё есть – квартира или дом, книги или телевизор, дача или участок – он всё больше отдаляется от других людей. Человек по собственному желанию выходит из настоящей, живой жизни и погружается в состояние автомата, который делает что-то запрограммированное и днём, и ночью. Развития уже нет, есть оформление себя при жизни в красивом и удобном гробу, каким мне представляется место жизни современного человека. И всё чаще мы видим, как молодёжь страдает от бессмысленности жизни, от невозможности реализовать свои мечты, хотя мы, в общем-то, все сыты и одеты, имеем какое-никакое образование и работу. Но вот это ощущение того, что с нами произойдёт то же, что и с нашими родителями, толкает молодежь к пониманию того, что надо жить на полную катушку и умереть лучше молодым.

Если наши пенсионеры не могут развлекаться по полной программе и со всеми извращениями в силу опять-таки советского воспитания, то молодёжь, лишенная этого воспитания и вбиваемая теперь российской элитой в мёртвый и уже смердящий Запад, поступает так, как её учат: развлекается всеми возможными способами.


На днях мне позвонила моя мать и сказала, что хочет сделать на огороде высокий и глухой забор, чтобы к ней не лазили соседи. Я объяснил ей, что этот забор её задушит, она всё поняла и отказалась от своей затеи. Но как объяснить это остальным людям, которые окружили себя не людьми, а заборами? Уже даже не душевными заборами, а физическими.

Наше общество двигается к смерти. Вхождение в Запад лишает нас возможности жить. И дело даже не в ядерной войне, которая маячит на горизонте. Даже если войны не будет, мы погибнем, сгниём заживо, станем ходячими мертвецами, потому что на западном пути у нас перспективы нет. И давайте обсуждать не то, как нам лучше устроиться в западном гробу, а то, как нам вернуться на наш живой исторический путь. Который у нас в СССР очевидным образом был.

Tags: Война идей
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments