Деятель (anet727) wrote,
Деятель
anet727

Две истории о любви: настоящая и буржуазная



Много написано историй про людей из бедноты, сердце которых, в отличие от богатых, образованных и возвышенных аристократов, способно испытывать больше сострадания к ближнему и жертвовать собой во имя счастья других людей.


Фильм «Стелла Марис» назван именем героини, которая, наверное, и права-то не имела дать название этому фильму. Так пусто и бесцельно показана её жизнь, жизнь инвалида из богатой семьи. И здесь я вижу иронию режиссёра, которая проходит лейтмотивом через весь этот фильм.

Две главных героини фильма, которых, на удивление, играет одна и та же актриса, живут так, как это уготовила им их судьба в буржуазном обществе XIX века. Одна – великосветская молодая и красивая девушка Стелла Марис, не встающая с кровати по причине инвалидности.


Мэри Пикфорд в роли Стеллы Марис

Другая – необразованная, невоспитанная и не знающая человеческой теплоты девушка из приюта – дурнушка Юнити Блейк.


Мэри Пикфорд в роли Юнити Блэйк

Первая не знает ни о какой жизни вне её огромного замка, вторая же сполна хлебнула из чаши социального неравенства. Стеллу одаривают цветами, подарками, концертами и долгими беседами о любви, а Юнити избивают до полусмерти за малейшую оплошность.

Судьба обоих девушек меняется, когда Стелла излечивается от инвалидности, а Юнити выздоравливает после побоев и поступает в услужение к новому хозяину. Официально Юнити Блейк удочеряют, но на самом деле она выполняет роль прислуги. Её хозяин – аристократ Джон Риска - влюблён в Стеллу Марис. Восторженные охи-ахи, частые прогулки с любимой, дни наполнены растворённой в воздухе любовью и нежностью двух сердец.

И тут режиссёр даёт волю своей иронии, срывая маски с участников любовного действа.

Вот Стелла читает стихи: Джон улыбается и аплодирует - породистый пёс Джона будто бы с такой же нежностью, как и хозяин, смотрит на Стелу и преданно виляет хвостом; Стелла и Джон принимают гостей в своём замке, Джон предаётся мыслями о Стелле - собака Джона, поскуливая, устремляется вслед за породистой болонкой гостей.

Однажды Стелла гуляет по парку и натыкается на просящую помощи нищенку с двумя детьми. Бедняжка просит у Стеллы поесть, потому что они не ели уже несколько дней. Стелла в отчаянии, она просит у тётушки крупную сумму денег – две тысячи фунтов. «Ах, милое, чистое дитя», - отвечает Стелле тётушка, - «Это – отбросы общества, их миллионы!». И служанка суёт в руку женщины мелкую монету. - «Это ужасно!», - говорит Стелла своему Джону при встрече, - «Вокруг так много страданий». - «Да, много, любимая», - отвечает он ей, - «Но есть и много прекрасных моментов». На том и сошлись.

А Юнити Блейк не на шутку влюблена в Джона Риску. Когда-то в порыве сердечной тоски Джон пару раз прижимал её к своей груди. Бедная девушка, никогда не получавшая любовь от окружающих, приняла это за возвышенные чувства к ней. Она никому не говорила о своей вспыхнувшей любви. Она была согласна просто видеть его, пусть даже и с другой.

Однажды Юнити услыхала, что Джон никогда не получит развод от своей жены-морфинистки (я ещё не рассказывал, что Джон ещё и женат?), чтобы жениться на Стелле. - «Разве что она сдохнет», - ворчала тётушка Джона. И Юнити решилась. В следующий момент она уже входит в дом к Луизе Риска.

Честно говоря, я не думал, что у Юнити хватит смелости поднять руку на эту женщину. Ведь это она в последний раз покалечила её так, что Юнити пришлось лежать в больнице. Луиза Риска села за это в тюрьму на три года, где её жестокий характер приобрёл ещё более мстительные черты.

Так бывает, что человек, с детства лишённый человеческой теплоты, ищет любую возможность, чтобы подарить любимому человеку всё, чего она была лишена. Так и произошло с Юнити, когда она решила убрать препятствие для любви Джона и Стеллы ценой своей жизни. Она застрелила Луизу из револьвера и застрелилась сама. Полиция только и могла заявить, что Юнити Блейк совершила убийство из мести.

Урок этого фильма состоит в том, что люди из высшего общества – Джон Риска, Луиза Риска, Стелла Марис и их родня – за виньетками слов и комплиментов утратили способность чувствовать чужую боль и страдать от того, что в их обществе есть много людей (миллионы, как сказала одна из них), которые были обкрадены как раз такими людьми, как Риска и Марис.

Не хотел ли режиссёр показать существенную деградацию у аристократии XIX века общественного чувства? То есть такого общественного чувства, о котором писал Адлер, что оно и только оно соединяет индивида с другими. И что без развития этого общественного чувства в каждом человеке не видать нам светлого будущего как своих ушей.

Общественное чувство у аристократии подменили утончёнными манерами, «выдрессированными» за время воспитания в их среде. Сегодня в мире происходят такие рукотворные процессы, искусственно вбивающие народы многих стран в регресс, что впору ещё раз задуматься над этой проблемой. Нас в России с самого начала горбачёвской перестройки усиленно отчуждают от других людей, заменяя здоровые отношения между людьми разнообразными страстями и похотью. И если Россия продолжит и далее идти этим же курсом, то скоро сопротивление этому процессу будет невозможно, поскольку исчезнет всякая здоровая ткань, соединяющая людей друг с другом и в радости, и в горе.

Tags: Война с культурой
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment