Деятель (anet727) wrote,
Деятель
anet727

«Четыреста ударов» – фильм о никому не нужной большой любви



Посмотрел в московском киноклубе «Красная весна» фильм «Четыреста ударов» Франсуа Трюффо. Это фильм о никому не нужной любви, которая живёт рядом с нами. И ещё о мелкой цели, которая способна погубить человека. Французские 400 ударов – это как наши русские 33 несчастья. Я не видел в жизни слишком уж много разновидностей того, как люди предают друг друга. Не могу себе представить 400 способов, а 33 способа как-то ещё могу.


Как понять любовь? Это соприкосновение двух сердец, а, если быть точнее, двух человеческих душ. Мне понятна любовь мужчины к женщине, мужская дружба, любовь к детям. Их роднит соприкосновение душ – самого сокровенного и глубокого, что может быть в человеке.

Вот вы встречаете человека, к которому тянется ваша душа. Вы делаете шаг навстречу, и другая душа всматривается в вас. Правдивы ли вы, можете ли вы чувствовать чужую боль, осталось ли у вас в душе место для кого-то ещё, кроме себя – всё это ищет в вас другая душа. Душа ли это товарища, девушки, или сына. И если видит в вас это, то даёт вам шанс и тянется к вам. Так происходит соприкосновение душ. Так зарождается любовь.

Твоё лицо мне так знакомо,
Как будто ты жила со мной.
В гостях, на улице и дома
Я вижу тонкий профиль твой.
Твои шаги звенят за мною,
Куда я ни войду, ты там,
Не ты ли легкою стопою
За мною ходишь по ночам?


Александр Блок. 1908 (отрывок)

Любовь важна не сама по себе, а как средство к достижению цели. Цели такой большой, что по одиночке к ней не придти. Рождаясь, человек ничего не знает о ней, только то, что она есть, её не может не быть. И страстное желание найти эту цель и идти к ней – это огромный источник силы для людей в любом возрасте. Великая цель была у первых поколений советских людей. Это коммунизм – как пробуждение высших творческих способностей в каждом человеке на Земле. Достаточно большая цель, но уже не такая большая, была у послевоенных поколений советских людей. Эта цель – своим доблестным трудом и подвигом возвеличить и защитить страну и свой народ. Можно ли назвать целью хоть что-то в нашей современной жизни – не уверен. Ради настоящей, большой цели человек готов пожертвовать собой. А чем готовы пожертвовать вы? Не потому ли у вас её нет, что вы не готовы её принять и поэтому не принимаете дружбу, любовь?

Антуан Дуанель, герой этого фильма, готов был принять и дружбу, и любовь, от кого бы они ни исходили. Он ждал её от родителей, от учителей, от школьных товарищей. От взрослых и детей. В жизни у него была одна только цель – увидеть море. Эта цель была настолько проста, что её мог понять каждый. Каждый мог присоединиться к Антуану и идти к ней. А о другой цели он не мог даже помыслить. Время было послевоенное. Родители мальчика жили не богато и мечтали только об одном: мать – о материальном благополучии; отец – о счастливой семейной жизни.

Ну кто об этом сейчас не мечтает? Ну вот представьте себе, что будет у вас и материальное благополучие, и счастливая семья, а дальше-то что? И есть ли предел насыщению человека? Что, если счастливая семья – это тоже способ насытиться счастьем, заглотить его побольше? Это ли цель всей нашей жизни, которую мы должны передать будущим поколениям?

Тринадцатилетний подросток терпеливо и смиренно ждал, как Агнец Божий, когда другая душа разглядит в нём своего. Был у него школьный друг, с которым он поделился своей простой мечтой. Душа друга откликнулась, но лишь до тех пор, пока Антуан не попал в беду. И не так уж и важно, что семейное воспитание обоих, очень разное, надо сказать, не способствовало созданию прочных отношений. У Антуана в душе было место для других людей, а его товарищ выбрал себя.

Когда в груди твоей страданье,
Проснувшись, к сердцу подойдет
И жадный червь воспоминанья
Его невидимо грызет, —

Борьбой с наитием недуга
Души напрасно не томи,
Без слез, без ропота на друга
С надеждой очи подыми.


Афанасий Фет, 1857 (отрывок)

Выбор – вот что возникает в жизни каждого человека в каждый миг его жизни. Выбор отличает человека разумного – homo sapiens – от животного. Животное не может выбирать, оно полностью обусловлено своим местом в природе, а человек может. Даже смерть не властна изменить человеческий выбор. Мы каждое мгновение решаем, чему посвятить этот миг нашей жизни. Терпеливо учимся, упорно трудимся, бесстрашно воюем. Или ленимся, подчиняясь усталости, халтурим, не желая напрягаться, бежим с поля боя, испугавшись смерти.

Антуан Дуанель не испугался даже тогда, когда его предали и родители, и друг. У него ещё оставалась надежда, что взрослые – начальник полиции, дознаватели, судьи, тюремщики – словом, люди из другого мира (тюремный мир ведь совсем другой – не правда ли), увидят в нём человека. Он оставлял в своей душе место для мучающих его людей, и только слёзы текли по его щекам.

Наверное, лишь его цель давала ему такую силу вытерпеть и не сломаться. Для подростка эта цель выглядела значительной. И он добился её. Он сбежал из тюрьмы и добрался до моря. И только тогда понял, что его предали снова, поскольку море – никакая не цель. Это просто море.

Жизнь пронеслась без явного следа.
Душа рвалась — кто скажет мне куда?
С какой заране избранною целью?
Но все мечты, всё буйство первых дней
С их радостью — всё тише, всё ясней
К последнему подходят новоселью.

Так, заверша беспутный свой побег,
С нагих полей летит колючий снег,
Гонимый ранней, буйною метелью,
И, на лесной остановясь глуши,
Сбирается в серебряной тиши

Глубокой и холодною постелью.

Афанасий Фет, 1864


Так человек узнал, что море –  это просто море.



Tags: Война с культурой
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments