Деятель (anet727) wrote,
Деятель
anet727

Что такое человек и в чём смысл его жизни?

По книге В.Франкла «Человек в поисках смысла».

Всё чаще можно видеть молодых людей, которые живут как будто бы ориентируясь только на две установки : рациональную и эмоциональную. При этом рациональная выглядит как «Сколько я с этого буду иметь?», а эмоциональная - «Хочу, очень хочу новый айфон!». Вся жизнь рассматривается как рекламный лозунг «Бери от жизни всё!» или «Толкайся, а то замнут!». Однако современное представление о человеке как о конечном и ограниченном существе, обусловленном только лишь биологически, психически и социально может быть легко подвергнуто сомнению. Так, преодоление зависимости от «телесности» мы можем наблюдать в моменты, когда сильное волнение побуждает нас «забыть» о небольшой боли, психическая зависимость в виде раздражения подавляется силой воли, а социальная обусловленность «бытия, определяющего сознание» - Карл Маркс - преодолевается борьбой за справедливость. Сами по себе эти обусловленности хорошо изучены и активно «монетизируются» дельцами тем или иным образом. В большом количестве существуют тренинги, призванные усиливать в человеке какую-то одну или даже несколько обусловленностей, чтобы, так сказать, лучше использовать свою природную данность.

С другой стороны, выплескивание накапливающегося в людях раздражения и агрессии не поощряется. Людей убеждают, что человек всегда должен быть спокойным и уравновешенным. Психиатр Зигмунд Фрейд утверждал, что в основе человеческого существования лежит принцип баланса и равновесия, то есть гомеостаза. Хотя этот принцип не может объяснить, например, деление и размножение клеток а также феномен созидающего человека, но тем не менее учение Фрейда активно используют. В западном обществе есть даже специальный термин - толерантность. На бытовом уровне это означает, что если вы видите кого-то, кто нарушает неписанные общественные нормы или табу (например, парочку целующихся гомосексуалистов), то вам не стоит волноваться об этом – просто пройдите мимо, как ни в чём не бывало.

Для «канализации» агрессии и придания жизни хоть какого-то смысла людям предлагают просмотр фильмов, компьютерные игры, спорт,  шопинг, секс и другие развлечения. Профессор неврологии и психиатрии Виктор Франкл писал, что смысл человеческой жизни нельзя создать, его можно лишь найти в онтологическом бытие. Создать можно субъективный смысл или бессмыслицу. Человеческий дух стремится найти настоящий смысл, а субъективный смысл является только заменителем, заслоняющим само бытие.

В этой связи будет уместным сказать, что же такое человеческий дух. По Франклу это, так сказать, четвертое человеческое измерение, в дополнение к уже упоминавшимся трём: биологическому, психическому и социальному. Весь набор измерений человеку, видимо, не дано понять, ведь это всё равно, что пытаться с поверхности Земли разглядеть в телескоп саму Землю. В вечном стремлении духа к познанию бытия заключается постоянное напряжение – вот двигатель, который не даёт человеку вернуться в животное состояние. Попробуйте соотнести это напряжение с призывами быть толерантными. Вряд ли такая толерантность вообще осуществима, скорее это манипуляция - одна из тех, что предназначены для «предотвращения» агрессии. Ведь агрессия – это чисто животное состояние, когда психике не важно, каким образом и на чём «разрядиться». Смысловой антипод агрессии – это ненависть. Ненависть возникает не на пустом месте, не в результате потребности снять накопившееся напряжение, а из-за имеющегося для ненависти основания и всегда имеет направленность на объект. Увидел врага  – возникла ненависть. Естественно!

Ещё одна придумка - секспросвет - шагает по планете… Против этого уже протестуют в Германии, во Франции, в России. Оставим в стороне вопрос о том, кто именно это навязывает, чтобы не уходить в конспирологию. По существу, сексуальность – это следствие внесексуальных личностных отношений. Два взрослых человека любят друг друга и сексуальность возникает как следствие этой любви. Если же сексуальность выводится как первопричина любви, а не «награда» за любовь, тогда стремление получить удовлетворение становится самоцелью. В погоне за удовлетворением нормальное течение межличностных отношений нарушается - возникают неврозы. Любой секспросвет, таким образом, ставит своей целью нарушение нормальной сексуальной функции человека, а детский секспросвет конституирует это нарушение уже в раннем возрасте. Выросший на приоритете удовольствия человек – это похотливый невротик, испытывающий трудности в общении с противоположным полом.

Никакой способ удовлетворения потребностей не может дать смысл. Смысл вообще нельзя дать, его можно лишь найти: через созидание, через переживание, и через демонстрацию того, на что способен лишь человек. Что такое подвиг? Это демонстрация человеческого, и только человеческого! Осмысленная жизнь – это жизнь, заполненная делами, переживаниями, и подвигами. Ведь, как известно, в жизни всегда есть место подвигу. Конечно же существуют и вредные смыслы. Например, Сократ говорил, что он мог бы стать преступником, поэтому человеку нужно уметь различать вредные смыслы и помогает ему в этом совесть. Она обнаруживает тот единственный и уникальный смысл, который кроется в любой ситуации. Должно наличествовать и напряжение. Здоровая его доза для смысла, который надо осуществить - необходимое условие душевного благополучия. Здоровый человек не стремится восстановить равновесие. Спокойствие во что бы то ни стало – это признак болезни: психической или соматической.

В обществе, как ни странно, на пути к поиску смысла расставлено много ловушек. Потенциалисты убеждают реализовывать все потенции, какие только возможно, экзистенциалисты говорят, что надо просто жить, субъективисты успокаивают, что бытие – это сам человек. В действительности же человек может наполнить жизнь смыслом только используя что-то несравненно большее, чем он сам, а именно онтологическое бытие. Сообразуясь, конечно же, со своей собственной совестью и ответственностью. Человеческое бытие, в отличие от онтологического, характеризуется открытостью к этому самому - онтологическому - бытию, что показали философы и социологи Макс Шелер, Арнольд  Гелен и Адольф Портман. А уж в этом онтологическом бытие есть и Вселенная, и Бог, и всё, что хотите.

Применительно к смыслу необходимо сказать о свободе. Человек не свободен от условий, но он свободен занять позицию по отношению к ним. Условия не определяют человека полностью. Он может подчиниться условиям, но он свободен также и подняться над ними и таким образом войти в человеческое измерение. Фрейд предположил, что если поставить некоторое количество самых разных людей в одинаковые условия голода, то все индивидуальные различия сотрутся. В фашистских концентрационных лагерях, однако, истинным было противоположное. Люди становились более различными. Маски были сорваны: и с животных, и со святых. Голод был один и тот же, а люди были различны. Те, которые делили с другими свой и без того крайне скудный паёк и находили слова ободрения, запускали цепную реакцию смысла.

Так что же такое человек? Это существо, постоянно принимающее решение, что оно такое. Это существо, построившее газовые печи, но это также и существо, которое шло в эти газовые печи с гордо поднятой головой и с молитвой на устах. Это существо может решить стать потребителем, а может пойти по пути созидания, может стать предателем, а может быть верным другом. Это его выбор: иметь или быть!

Напоследок приведу два отрывка из стихотворения «Человек» Новеллы Матвеевой:

В каждом веке он первый. Но в деле, в котором
Подозренье в корысти покажется вздором,
Где никем не могло бы тщеславие двигать,
Где гляди не гляди, а не выглядишь выгод:

Между койками ходит в чумном карантине,
Служит крошечным юнгою на бригантине,
Над полями сражений, как в тягостной сказке,
Кружит ангелом с красным крестом на повязке...

И на крылья свои, с неизвестной минуты,
Надевает суровые тайные путы,
Чтобы в грусти своей и себе не сознаться,
Чтобы в самом страданье своем - не зазнаться.

***

Сквозь туман заблуждений, сквозь дебри сомнений
Пробирается вдаль человеческий гений:
Зажигает фонарь на вершине маячной,
Чтоб горел его свет, как венец новобрачной.

Tags: Информационно-психологическая война
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment